Басов Дмитрий Александрович Психолог, Супервизор, Онлайн-психолог

О том когда заканчивается личностный рост

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: http://basovda.ru/blog/4-o-tom-kogda-zakanchivaetsya-lichnostnyj-rost.html

Рождается человек. Маленький такой организм, его начинают кормить и тело начинает расти. Вместе с телом начинает расти психика и растет она по образу и подобию тела. В гештальттерапии ключевая идея о том, что психика развивается на основе того, как тело кормят, задерживают ли пищу, дают ли ее ритмично, дают ли ее по потребности и это укладка фундаментных блоков в основу здания нашей психики.

Мозг физически часть тела и растет вместе с ним. А вот за счет чего образуются связи между нейронами которые вроде бы и есть наша личность, психика? 

Для организма источником питания служат вещества получаемые извне.

По аналогии для личности, которая развивается по образу и подобию тела должно служить источником питания что-то извне. И это то, что называется словом "контакт". В начале жизни у человека контакт однообразный и в большом количестве, обычно с мамой. Затем разнообразие контактов увеличивается, а продолжительность уменьшается. 

В тот момент когда мы контактируем с обычной едой, кладем ее в рот у нашего тела максимальная открытость и, масимальная уязвимость к тому что пришло извне. Но обычно детям дают то, что им не навредит, т.е. функцию отбра пищи для тела, функцию безопасности берут на себя взрослые. 

А вот как быть с контактами которые формируют нашу психическую составляющую? Ведь ключевой тезис, по аналогии с телом - в тот момент когда мы контактируем у нас максимальная открытость и максимальная уязвимость одновременно.

В плане психических контактов все гораздо сложнее. Нет однозначного способа давать ребенку то, что ему не вредно, есть только множество идей об этом. А ведь то, что пришло в момент уязвимости и оказалось опасным, вредным, негодным то, скорее это мы употреблять больше не будем. И здесь скорее контакт с миром будет закрыт, как метафора подойдет - ороговевшая кожа, нарост.

Но если у ребенка от апельсинов аллергия, то родители могут это заметить и прекратить подачу апельсинов в тело. А если ребенку плохо, тогда когда приходит, кто-то значимый для родителей (скажем мама/ы родителей), то скорее общая тенденция вести ребенка в сторону контакта с этим значимым. И в плане контакта с миром сформируется дыра, как метафора - открытая рана.

И вот в процессе такого развития мы представляем из себя конфигурацию из здоровой границы, непроницаемых наростов  и ран.

Затем в какой-то момент тело перестает расти. А что происходит с психикой? Есть же такое понятие как личностный рост которому можно предаваться в любом возрасте. Я думаю что это ложное понятие, хотя... ведь веду группы личностного роста, вот же пародокс :)

Сейчас я думаю о том, что личность заканчивает свой рост с окончанием формирования тела, а может быть и раньше. К этому моменту в ней есть все что может понадобиться и лучше... больше (ведь рост подразумевает увеличение размера?) уже стать не может. Ну как алмаз который достали из шахты, все он вот такой и есть, навсегда!

А для снятия депрессии по этому поводу, дальше начинается веселейший процесс который я называю личностное уточнение. По аналогии с огранкой алмаза и превращению его в бриллиант. Процесс весьма кропотливый и сложный. Ведь хоть и говорят, что алмаз самое твердое вещество в мире, но все ж таки личность крепче алмаза, зато из нее и бриллианты красивше получаются.